Реконструкция чувашского календаря и обрядового комплекса калӑм

просмотров: 2809Родионов Виталий Григорьевич

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЧУВАШСКОГО КАЛЕНДАРЯ И ОБРЯДОВОГО КОМПЛЕКСА КАЛĂМ

Ключевые слова: народный календарь, обрядовый комплекс, культ солнца, духи предков, прототюрки, хронотоп, булгарский именник, христианизация, трансформация.
Процесс массовой христианизации и использование в канцеляриях местных властей официального языка и юлианского календаря сильно повлияли на традиционный календарь чувашей. Семантической трансформации в первую очередь подвергались те названия, которые обозначали месяцы переходного периода, а также название главного обряда чувашей при весеннем равноденствии – калăм. До массовой христианизации чувашей их календарный год начинался с месяца норăс/нурăс. Данный термин одновременно с понятием о 5-дневной неделе был заимствован из соседнего иранского языка не позднее IV–VIII вв. н.э. До этого периода предки оногуро-булгар первым месяцем года могли назвать со значением «головной месяц [года]», а также иметь, как и все пратюрки, 3-дневную неделю. Последняя хорошо отражена в правилах деления отдельных частей фаз Луны оногуро-булгарского календаря, а также в 9-дневном делении фаз Луны в календарях чувашского, тувинского и некоторых других тюркских народов. Число 9 выражает главную идею гармонического единства трех сил мироздания: Неба (Солнца), Человека из срединного мира и Земли, в которой находятся останки его предков. Хронотоп обрядового комплекса калăм отражает универсальную идею «умирающей» и «воскрешающей» природы. Комплекс сложился на основе древнего культа Солнца у прототюрков, которые связывали год (в значении «теплый сезон») лишь с летним солнцем. С развитием скотоводства и возникновением понятия о двухсезонном (лето и зима) календарном годе изменилось и представление о его начале. Чуваши, как и другие тюркские народы, распределяли месяцы на две группы: летние и зимние. В дальнейшем древние тюрки стали означать переходные периоды от одного сезона к другому. Лето и зиму древние тюрки представляли как время «рождения и смерти» тепла и мороза. Обряд сĕрен, который первоначально символизировал угощение и проводы духов предков, постепенно преобразился в земледельческий праздник акатуй (сĕрен) и сабантуй «свадьба плуга».
 

Vitaliy G. RODIONOV

RECONSTRUCTION OF THE CHUVASH CALENDAR AND THE RITUAL COMPLEX KALAM

Key words: folk calendar, ritual complex, sun cult, ancestral spirits, proto-Turks, chronotope, Bulgarian namesake, Christianization, transformation.
The process of mass Christianization and the use of the official language and the Julian calendar in the administrative offices of local authorities influenced heavily the traditional calendar of the Chuvash people. First of all, the names that denoted the months of the transition period, as well as the name of the main Chuvash rite at the vernal equinox – Kalam, were subjected to semantic transformation. Prior to mass Christianization of the Chuvash people, their calendar year began with the month of norăs / nurăs. This term, along with the concept of a 5-day week, was borrowed from the neighboring Iranian language no later than the 4th–8th centuries AD. Before this period the ancestors of the Onoğurs-Bulgar could name the first month of the year as having the meaning "head month [of the year]" and have, like all Proto-Turkic, a 3-day week. The latter is well reflected in the rules for dividing individual parts of moon phases in the Onoğuro-Bulgar calendar, as well as in a 9-day division of moon phases in the calendars of the Chuvash, the Tuvinians and some other Turkic peoples. Number 9 expresses the main idea of the harmonious unity of the three forces of the universe: the Sky (the Sun), the Man from the middle world and the Earth, where the remnants of his ancestors are. The chronotope of Kalam ritual complex reflects the universal idea of "dying "and "resurrecting" nature. The complex was formed on the basis of the ancient cult of the Sun among the proto-Turks, who associated the year (in the meaning of a "warm season") only with the summer sun. With the development of cattle breeding and the emergence of the concept of a two-season (summer and winter) calendar year, the idea of its beginning also changed. The Chuvash, like other Turkic peoples, divided the months into two groups: summer months and winter ones. Later on, the ancient Turks began to mark transition periods from one season to another. The ancient Turks understood summer and winter as the time of heat and frost "birth and death". Sĕren rite, which originally symbolized treating and seeing off the ancestral spirits, gradually transformed into the agricultural festivals Akatui (sĕren) and Sabantui "plow wedding".
VITALIY G. RODIONOV – Doctor of Philological Sciences, Professor of Chuvash Philology and Culture Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (vitrod1@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0143-7952).
Родионов В.Г. Реконструкция чувашского календаря и обрядового комплекса калӑм // Вестник Чувашского университета. – 2020. – № 4. – С. 108–125. DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-108-125.